Главная | О школе | Для родителей | Для учеников | Для учителей | Фотоальбомы |
Школа №437
«В большинстве болезней виновата не природа,
не общество, а только сам человек.
Чаще всего он болеет от лени и жадности,
но иногда и от неразумности».
Н. М. Амосов
«Родителям необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребенка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству».
Факторы, влияющие на здоровье
Упражнения для уменьшения тревожности.
Младшие школьники регулярно сталкиваются
с различными стрессовыми ситуациями.
«Антистрессовый» комплекс из физических упражнений
и дыхательной гимнастики научит ребёнка снимать напряжение и повысит его устойчивость к стрессовым нагрузкам.
Стойка на одной ноге.
И.п. – о.с. Согнув левую ногу в колене, положить стопу на переднюю часть правого бедра, ближе к паху, руки поднять вверх, соединив ладони. Удерживать позу 15-30 секунд, после чего, вернувшись в и.п., повторить задание сгибая в колене правую ногу.
Эффект: формируется чувство устойчивости, уверенности, спокойствия.
«Снежинки кружатся».
Дети подражают движениям снежинок, выполняют плавные, замедленные движения, стараются создать радостное, безмятежное настроение. Плавно кружатся снежинки, им весело, они радуются всему миру, своим друзьям. Время выполнения 3-5 минут.
«Танец зверюшек».
Каждый выбирает себе образ маленького зверька, который ему по душе. Зверёк произвольно танцует: радуется хорошему настроению, ощущению силы и лёгкости в теле. 3-5 минут. Формируется чувство спокойствия, тренируется воображение.
«Дыхание в быстром темпе».
Выполнить в быстром темпе: максимально глубокие вдохи и выдохи через нос по 5-7 раз в 2-3 приёма. Организм максимально быстро насыщается кислородом, что способствует улучшению самочувствия.
Упражнения, корректирующие осанку.
Неправильная посадка, вынужденная поза во время школьных
занятий, несоответствующие возрасту физические нагрузки могут легко привести к нарушениям осанки. Предупредить дефекты осанки легче, чем их лечить.
Кузнечики. Спина прямая, руки на пояс.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок!
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали,
Выше, выше, высоко!
Прыгай на носках легко!
Ходьба.- на месте; -на носках, руки вверх; - на пятках, руки за голову. Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
Мы идём на пятках.
Аист. Спина прямая, руки на пояс. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, плавно опускают. Спинка ровная.
- Аист, аист длинноногий, покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
- Топай правою ногою, топай левою ногою,
Снова – правою ногою, снова – левою ногою.
После – правою ногою, после – левою ногою.
И тогда придёшь домой.
Равновесие.
Учитель предлагает детям проверить свою осанку. Упражнение может выполняться как сидя, так и стоя.
Дети садятся прямо, распрямляют плечи, кладут себе на голову дневник или тетрадь. Стараясь удержать предмет на голове, считают до десяти.
Гимнастика для улучшения слуха.
Работа над улучшением зрения положительно сказывается и на слухе. И, в свою очередь, работа над улучшением слуха оказывает благотворное воздействие на органы зрения.
Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем. Словно раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.
Найдите ямочку возле козелка. Нажмите на ямочки сразу обоих ушек – отпустили. Наддали. Отпустили.
Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.
Массируем круговыми движениями всё ухо, в одну сторону, в другую сторону. Массировать нужно одновременно всё ухо.
Сделали веточку из безымянного и указательного пальцев, засунули туда свои ушки и – вверх-вниз, вверх-вниз – так, чтобы передняя и задняя стороны ваших ушек хорошенько массировались.
Начинаем дёргать себя за ушки – сначала 20 раз вниз, а потом берёмся за серединку и дёргаем вверх тоже 20 раз.
Снова берёмся за мочку уха и хорошенько её массируем.
Потяните ушки в сторону – 20 раз. Теперь выгибаем их вперёд, а затем в обратную сторону – 20 раз.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз.
Поморгать в быстром темпе, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (сосчитать до 3); открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперёд; следить глазами не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево – вправо. Вверх – вниз. Повторить 4-5 раз.
Смотреть на указательный палец вытянутой руки на счёт 1-4; перевести взор вдаль на счёт 1-6. Повторить 5 раз.
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону; 3-4 – в левую сторону. Расслабив глазные мышцы. Посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 1-2 раза.
Упражнения для снижения трудностей в общении, формирование коллективизма.
«Идём за Синей птицей».
Дети идут по залу, взявшись за руки и многократно напевая:
Мы длинной вереницей
Идём за Синей птицей,
Идём за Синей птицей,
Идём за Синей птицей.
«Пылесос».
Стоя. Учитель говорит: «Глубоко под землёй установлен волшебпый пылесос. Он очень мощный. Всё плохое, что накопилось у тебя по отношению к товарищам, вытягивает этот Пылесос. Когда он начинает работать, плохое настроение отрывается и втягивается в Пылесос. Все становятся здоровее, сильнее, добрее, радостней».
Дети стараются представить этот Пылесос, который убирает, всасывает негативные эмоции по отношению к окружающим. Время выполнения от 3 до 5 минут в зависимости от способности детей концентрировать своё внимание.
«Переноска в парах».
Эстафета по переноске набивного мяча в парах на расстояние до 10 метров.
«Покой».
Дети сидят в спокойной позе, руки опущены вниз спина и шея расслаблены, глаза закрыты. Звучит спокойная музыка, дети отдыхают.
Комплекс упражнений.
1 Для улучшения мозгового кровообращения.
И.п.- сидя, руки на пояс.
1 – поворот головы направо; 2- и.п.;
3 – поворот головы налево; 4 – и.п.;
5 – плавно отклонить голову назад; 6 – и.п.;
7 – наклон головы вперёд; 8- и.п.
Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2 Для снятия утомления с мелких мышц кисти.
И.п. – сидя. Руки вверх.
1 – 2 сжать кисти в кулак , разжать кисти (повторить 6раз);
Руки расслаблено опустить вниз и потрясти кистями.
Темп средний.
3Для снятия утомления с мышц туловища.
И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову.
1- резко повернуть таз вправо;
2 – то же влево;
Во время поворотов плечевой пояс остаётся неподвижным.
Повторить 4-6 раз. Темп средний.
4Упражнение для мобилизации внимания.
И.п. – о.с.
1 – правую руку на пояс; 2 – левую руку на пояс;
3 – правую руку к плечу; 4- левую руку к плечу;
5 – правую руку вверх; 6 – левую руку вверх;
7 -8 – хлопки руками над головой;
9 – левую руку к плечу; 10 – правую руку к плечу;
11 – левую руку на пояс; 12 – правую руку на пояс;
13-14 – хлопки руками по бёдрам.
Повторить 4-6 раз.
Темп: 1 раз медленный; 2-3 раз средний; 4-5 быстрый; 6 – медленный.
Упражнения для концентрации внимания.
«Сосулька».
Учитель говорит: «У нас под крышей
гвоздь висит, солнце взойдёт – гвоздь упадёт».
Первая и вторая строчка – руки над головой,
третья и четвёртая – уронить расслабленные руки и присесть. Повторить 4-5 раз.
День и ночь. Выбирают водящего – сову. Остальные игроки изображают разных зверюшек. По команде «День» - все звери бегают и прыгают. По команде «Ночь!» все должны замереть и не шевелиться. Любой, кто шевельнулся или сменил позу, становится добычей совы.
«Замри». Дети произвольно прыгают в такт музыке (ноги в стороны - вместе, хлопая в ладоши над головой). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то это не удалось, тот выбывает. Играют до тех пор, пока в кругу не останется один игрок.
«Не зевай». Дети встают в круг спиной к центру и к водящему. У водящего в руках мяч. Он начинает отсчёт от одного до пяти. После числа 5 он называет имя одного из играющих и подбрасывает мяч вверх. Кого назвали должен быстро обернуться и поймать мяч либо на лету, либо только после одного удара о землю. Кому это не удалось три раза, выбывает из игры.
Упражнения для кистей рук.
У детей младшего школьного возраста кисти рук ещё только формируются и чрезмерные двигательные нагрузки (непрерывное письмо) для них нежелательны.
Гигиенические исследования подтвердили необходимость ограничения письменных работ в 1 классе 7-10 минутами. Установлена оптимальная деятельность непрерывного письма для детей 1 класса – от 3 минут до 5 минут 20 секунд (Н.Н. Куинджи). В 4 классе беспрерывное письмо может осуществляться уже в течение 17-20 минут.
Здравствуйте.
Дети поочерёдно касаются подушечками пальцев каждой руки большого пальца этой же руки. Подушечками пальцев одной руки дети поочерёдно касаются подушечек пальцев другой руки.
«Мишка»- с силой.
«Снежинки» - слегка касаясь.
«Зайчик» - отрывисто.
Лесная история.
Учитель рассказывает историю, которая случилась в лесу, а дети показывают её с помощью движений рук.
- Выбежали зайки на поляну. Прыг-скок, прыг-скок.
Отрывистыми движениями дети барабанят подушечками пальцев по парте, изображая зайчиков.
- Пришла лиса. Она шла очень тихо и осторожно.
Дети мягко нажимают на подушечки пальцев, касаясь парты.
- Лиса шла не только тихо, но и незаметно. Своим хвостом она заметала следы.
Дети имитируют движения хвоста, покачивая кистью то в одну, то в другую сторону.
- Зайцы увидели её и бросились врассыпную. Ударами сразу всех пальцев обеих рук дети имитируют заячьи прыжки.
Ребро, ладонь, кулак.
Дети работают обеими руками одновременно. Поочерёдно на парту кладутся ребро ладони, открытая ладонь и кулак.
Солнышко.
- Как светит солнышко летом?
Дети широко растопыривают пальцы, хорошо растягивая все мышцы ладони.
- Как светит солнышко осенью?
Мышцы ладони напряжены, пальцы согнуты.
- Как светит солнышко зимой?
Пальцы собираются в щепотку.
Мышки.
- Вышли мышки как-то раз, поглядеть который час.
Дети при помощи пальцев изображают выход мышек.
- Раз, два, три, четыре. Мыши дёрнули за гири.
Пальцы сжаты в кулак. Большой палец всегда прижат к ладони. Остальные пальцы поочерёдно разгибаются на каждое слово. Затем снова возвращаются в исходное положение. Имитируется движение «дёрнули».
- Тут раздался страшный звон.
Дети касаются руками головы, слегка покачивая ею.
- Разбегайтесь мышки вон.
Перемещая пальчики по парте, дети изображают бег мышей.
Мы шьём.
Учитель читает стихотворение, а дети показывают, что умеют делать их пальчики.
Нитку вдеть – для пальца непосильный труд,
Но зато два пальца платьице сошьют.
Три в тетради нашей пишут хоть куда.
Десять поле пашут, строят города.
Деревья.
Дети изображают деревья, подняв руки вверх. Сначала «поникли листочки» - опускаются пальчики. Потом «веточки» - кисти, «ветви» - предплечья, «деревья уснули» - опускаются руки