Главная О школе Для родителей Для учеников Для учителей Фотоальбомы
Представление опыта работы школы на городской педагогической конференции по теме:
     «ВНЕУРОЧНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ»
  

В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится всё более также непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест.
Воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности, является приоритетной в воспитании. Перед школой ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Соответственно взгляд на воспитание должен быть другим.
Проанализировав работу школы, мы приступили к разработке программы, которая
во-первых, была бы интегрирована и многофункциональна по своему характеру;
во-вторых, способствовала самореализации, самовыражению личности;
в-третьих, органически вписывалась в современные учебно-воспитательные системы,
в-четвертых, была интересна детям.
В результате поиска путей обновления содержания воспитательного процесса, методическим объединением начальных классов школы принято решение строить внеклассную работу первой ступени на основе знакомства учащихся с народной культуры.
Народная культура имеет познавательную, развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую функции, учит уважать самого себя, своих предков, народ – что является важнейшим условием воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.
Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, традициях, обрядах, праздниках. Это красивый и выразительный мир, и поэтому интересен для детей, он открывает нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле, человеку.
Привлекателен и языковой аспект. В то время как в повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, произведения фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтической речи.
Так была определена тема, Какова же должна быть форма? Конечно же, игра – путешествия! Как нам кажется, именно такая форма дает возможность каждому ребенку познавая - играть, и наоборот, играя – познавать. Ведь для учащихся начальных классов особенно актуальна игровая деятельность, поскольку потребность в игре в этом возрасте остаётся по-прежнему, достаточно сильной
На протяжении всей игры ребенок может быть активным участником, попробовать себя в разных ролях и видах деятельности: петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки сказочных героев – все это способствуют всестороннему развитию личности ребёнка.
Так появилась Игра-путешествие «Тайны древнего ларца»:
Цель игры-путешествия:
Ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа.
Задачи игры-путешествия:
— создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;
— развивать любознательность и познавательный интерес учащихся;
— воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к прошлому своей страны, к истории и культуре своего народа;
Структура игры-путешествия:
Игра-путешествие рассчитана на четыре года. В течение всей игры дети знакомятся с тем, как наши предки понимали мир, окружающий человека, и своё место в нём.
Каждый класс имеет свой сюжет путешествия на год.
1-й класс. Программа «В гостях у Паутиныча».
Сюжет года «Вслед за солнышком живём»..
Программа этого года вводит ребёнка в мир народной культуры, мир человека Древней Руси, его мироощущений и отношений: человек и природа; человек и семья; человек и родная земля. Через знакомство с народной культурой постигаются нравственные и эстетические ценности народа.
2-й класс. Программа «Сказы тетушки Арины».
Сюжет года «По старому русскому обычаю»
Программа предполагает показать связь жизни человека и природы, рассказать о представлении наших предков об окружающем мире, воплощённых в обрядах, обычаях, устном народном творчестве, предметах быта.
3-й класс. Программа «Мудрость домашнего сверчка».
Сюжет года «Жизнь дана на добрые дела».
Программа знакомит ребенка с устройством крестьянского дома и подворья. В центре внимания семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти.
4-й класс. Программа «Страницы летописей»
Сюжет года «Где живу, тем и дорожу».
Программа знакомит с историей России «Откуда Русская Земля стала и есть…» в произведениях древнерусской литературы, в устном народном творчестве. Предмет изучения: народный костюм, народные промыслы.
Организация игры-путешествия.
Участниками игры-путешествия становятся учащиеся 1-4-х классов. Путешествие продолжается в течение учебного года. Разработаны и оформлены правила игры-путешествия.
Начинается игра стартом: ключевое общешкольное творческое дело, в ходе которого каждый класс получает свиток «Послание» и Карту путешествия (для каждого класса свою, в соответствии с темой года), на которой нанесён маршрут путешествия.
В ходе игры могут появиться препятствия (это могут быть злые сказочные герои или еще кто-либо на усмотрение классного руководителя), которые не пропускают ребят. Чтобы их преодолеть, надо выполнять различные задания. Например, сыграть в русские народные игры, сделать и подарить свои поделки, показать сказки. Только после этого возможно продвижение вперёд.
Сопровождают детей в течение года герои в соответствии с темой года: Паутиныч (1 класс), тетушка Арина (2 класс), Сверчок (3 класс), Мудрец (4 класс). Помогают детям не сбиться с пути Карта и волшебные вещи.
На карте показан только один этап путешествия, который длится 3 месяца. После его прохождения, проводится общее Ключевое дело, на котором подводятся итоги (каждый класс представляет свои наработки) и вручается новая карта на следующий этап. Пример ключевого дела: «Ярмарка – балаган», «Масленица широкая», «Как пришла Коляда» и другие.
Ключевые дела, карта путешествия, волшебные вещи, встречи с героями сказок, народный календарь – такие составные части игры позволяют поддерживать интерес к ней участников.
Завершает год заключительный праздник, который представляет собой Фестиваль народного творчества на котором награждаются лучшие Знатоки народной культуры.
Продуктом коллективной деятельности является – Дневник путешествия, публичная презентация работы каждого класса и в целом работы школы.
От года к году усложняются формы работы. Так как в ходе игры-путешествия в первом и во втором классе ребята получают достаточные навыки работы индивидуальной, в парах и группах, коллективной деятельности, в третьем и четвертом классах появляется возможность делить детей на постоянные команды, организовывать соревнования между ними внутри класса, вводится проектная деятельность.
Процесс обучения строится с использованием традиционных и нетрадиционных форм: путешествий, выставки народного творчества, занятия с использованием видеоматериалов, организация тематических мероприятий, ярких народных праздников с народными песнями и костюмами, экскурсиями в музеи.

Организацией игры-путешествия занимаются классные руководители совместно с учителями – предметниками и воспитателями ГПД под руководством педагога-организатора. Они обсуждают программу и план работы, осуществляют проведение игры-путешествия, отслеживают результаты и на их основании вносят коррективы в программу и ход игры.
В чем же новизна программы? Форма – известна, обращение к истокам народной культуры не ново. Но, инновационный подход состоит в понимании этнокультурного воспитания как «организации всей жизни и деятельности растущего человека как нравственно ориентированной личности» и заключается в следующем:
интеграция образовательных и воспитательных ресурсов: единство учебных предметов, системы дополнительного образования, занятий группы продленного дня.
совместная работа всего педагогического коллектива и родителей;
использование коллективной творческой деятельности с учетом индивидуализации;
создание обстановки комфорта, задушевного человеческого общения учеников с учителем.
единство соблюдения принципов:
нравственного примера педагога ( нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам);
социально-педагогического партнерства (целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ);
индивидуально-личностного развития (педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации);
интегративности программ духовно-нравственного воспитания (интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную);
социальной востребованности воспитания (соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора).

4.6. Предполагаемые результаты.
Эффективность игры-путешествия оценивается по следующим критериям:
— развитие личности учащихся;
— нравственная ориентация школьников (восприятие ценностей народной культуры: знание и понимание детьми основных народных праздников, обрядов, их символического значения);
— перенесение народных игр в повседневную игровую деятельность;
— участие детей во всех видах деятельности, связанной с игрой-путешествием;
— степень соответствия реального облика  учащихся  образцу выпускника 1-й ступени школы;
— удовлетворённость детей и родителей школьной жизнедеятельностью;

Для изучения результативности возможно использование различных методик, разработанных для диагностических исследований воспитательных систем. Среди них:
- педагогическое наблюдение, экспертная оценка педагогов и самооценка учащихся;
- тесты и методики для изучения нравственной направленности, удовлетворённости детей и родителей школьной жизнью;
- ключевые дела, подводящие итоги каждого этапа путешествия;
- мини-сочинения, рисунки, рассказывающие о самых ярких впечатлениях школьной жизни.
Заключение
Новое содержание начального обучения открыло новые возможности для воспитания детей, в котором определяющее значение имеет содержание образования, методика преподавания, личность и знания учителя, который передаёт своё мировоззрение, культуру, нравственный опыт следующему поколению. Всё это составляет систему воздействий, которая направляет развитие детей и определяет особенности их формирования.
Формирование личности ребёнка школьного возраста происходит в условиях детского коллектива. Влияние коллектива на личность оптимально тогда, когда каждый ребёнок занимает в коллективе адекватное своим возможностям место, становится незаменимой личностью. Воспитание в коллективе ставит школьника перед необходимостью элементарного самовоспитания и самообразования, без которых невозможно развитие.
Понимая, что реальная жизнь ребёнка есть многообразие форм воспитания и развития личности, мы постарались, чтобы жизнь в нашем общеобразовательном учреждении стала полноценной жизнью, в которой есть место действиям, поступкам, выбору.
Целенаправленная работа, проводимая в форме игры-путешествия «Тайны древнего ларца» учителями начальных классов способствует повышению уровня воспитанности учащихся в школе, обеспечивая развитие нравственных качеств личности.
Не это ли главная цель работы учителя?

 

назад


На главную

Hosted by uCoz