Главная О школе Для родителей Для учеников Для учителей Фотоальбомы

        «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи»
(И. Г. Песталоцци)

Педагогическая мастерская
(или почему я увлеклась технологией мастерской?)

2006-2007 учебный год. 1 сентября. Встреча новых учеников, родителей, да и новых коллег.
Класс оказался сложным, неоднородным. Больше всего настораживало то, что из 26 человек – 9 (через год уже 11) воспитывались в неполных семьях, 2 – из многодетных семей; 21 ребенок – с отклонениями от норм в здоровье (в том числе 8 стояли на контроле в тубдиспансере), 9 человек не имели никаких коммуникативных навыков (7 из них – неуправляемых) ,1 – отстраненный от всех детских радостей (по религиозным убеждениям взрослых), 6 – с рабочей левой рукой. После индивидуальных бесед со специалистом, ими сделан был вывод, что 11 учеников класса остро нуждаются в занятиях с логопедом, речь не развита, словарный запас беден, память у большинства – краткосрочная и т.д., и т.п. /Именно по этим причинам был  низкий показатель (оценки 5 и 4) качества знаний по предметам, особенно грамотного письма/
Но больше всего беспокоила умственная пассивность, отказ от работы. Не смотря  на мой, в то время, 28-летний  педагогический  опыт, решить многие проблемы не удавалось. Что только не придумывала,  какие только игры не проводила, ничего не помогало. Внимания у доброй половины класса хватало только на 7-12 минут, а усидчивости при работе – и того меньше.
Что делать? Ответ на вопрос так и не могла найти…

На одном из семинаров НМЦ обратилась к методисту по прохождению курсов  инновационных технологий в образовании. Так, в мае я впервые познакомилась с педагогическими мастерскими и замечательными людьми: руководителем курсов кандидатом педагогических наук Ольгой Васильевной Орловой, Надеждой Ивановной Беловой, Ниной Алексеевной, Еленой Николаевной Шавриной, Надеждой Рафаиловной Гусановой, Татьяной Петровной Артюховой и многими интересными людьми - мастерами. Именно их горящие глаза, восторженная увлеченность зародили в моей душе надежду: «Может, это то самое, что я так долго искала!?» Меня убеждали, что мастерская – это клубок возможностей, где результатом является сам процесс его разматывания. Только необходимо создать ситуации, в которых каждый ученик мог бы проявить себя в словах, поступках, побывать в разных ролях… И понять свою сопричастность через общение, сотворчество, сотрудничество. Именно такие условия создаются в каждой мастерской. Здесь ребенок способен строить свои знания самостоятельно в совместном поиске, который мастером (учителем) тщательно продуман и организован. Предусматривается множество заданий, «подсказок», которые подкладываются в момент необходимости. При этом сам  мастер (учитель)  остается в тени.  Его интенсивная   работа с большим объемом  информации  была  при подготовке мастерской. «Открытия» же ждут учеников. Он восходит к самому себе, раскрывается, растет, сверяя свой жизненный опыт и старые знания по какой-либо проблеме с новыми, только что выведенными «здесь и сейчас» …

 С каждой новой встречи  укреплялась вера в педагогическую мастерскую как панацею обучения и воспитания моих учеников.
Свою первую мастерскую стала обдумывать сразу по окончанию курсов. Тем более,  педагогическими мастерскими заинтересовалась и Людмила Ивановна Иванова – один из близких мне коллег за последние годы. Рассказывая  все, о чем сама узнала на курсах, поделилась и своей задумкой: провести мастерскую сразу в  первый рабочий день нового 2007-2008 учебного года. Я и не заметила, как стала записывать цели этой мастерской: создать условие для:
а) непосредственного общения детей после летних каникул;
 б) понимания значимости разнообразия уголков на Земле;
 в) видения красоты вокруг себя.
Тут же появилось и название «Как прекрасен этот мир, посмотри…». Работа захватила так, что мы  и не заметили, сколько времени прошло, пока рождалась мастерская.
/Надо отдать должное моей семье, которая благосклонно относится  к моему  «творчеству» и терпеливо всегда ожидает окончания/
А 3 сентября  был сдан мой первый экзамен: первая мастерская. Удивлялись не только дети, моему удивлению не было конца: все время работали почти все, кроме 7 ребят (Ваня З., Андрей К., Коля К., Алеша М., Вася К., Женя Н., Вася Р.), которые не могли быстро переключиться и, озирались по сторонам, глядели на ребят, выполняющих очередное задание. А какие, пусть корявые, но созданные доказательства приводили группы, как размышляли над смыслом «всем хорошо – это…». Даже во время коротких перерывов ребята не переставали обдумывать задание в своих группах, чем привлекли внимание учителей, которые задавали один и тот же вопрос: «Что вы с ними сегодня такое делаете?» Неожиданно для меня прошла рефлексия, где каждый, держась друг за друга, говорил о том, что открыл дл себя или понял:
 удивительный мир,
 совсем другой…,
 как стать добрым,
быть счастливым,
новую сказку,
жить хорошо – это не то, что я думал,
как красив каждый уголок, где я был,
как хорошо, что мы вместе,
почему художники часто рисовали картины природы…

И это были мои дети! Отработав три академических часа, чуть уставшие, но удовлетворенные, уходя домой, спрашивали, будет ли завтра такая мастерская.

Вот и вторая мастерская «Эта удивительная микология». Задумана она была еще на курсах. Вместе с коллегой Никифоровой Светланой Юрьевной набросали черновой материал. Но что-то не «срослось»… Окончательный вариант у меня  появился только после  проведенной первой мастерской.
Несмотря на то, что весь материал (даже трутовик и «чага», сыр и хлеб с плесенью) полностью готов, меня мучил один и тот же вопрос: «Будут ли работать и поймут ли научную тему?»
С первых минут это волнение улетучилось: все работали, находя ответы, даже  пусть ошибочные.
Прежде на уроках не заставить прочитать пол страницы, а здесь – просят материал, чтобы подтвердить свои  или групповые предположения. Радость, восторг! И вдруг…, опять ничего не знаем, ведь только все «расставили по полочкам»…Шок, даже  наблюдаю агрессию у моих «гиперактивных». Но в группах уже идет обсуждение, времени дается так мало. А тут уже одна из команд, взявшись за руки (это еще само собой появилось и было всеми принято) и подняв их  вверх, дала всем понять о своей готовности. Движением руки показываю, что необходимо немного подождать. И мои непоседы, ерзая на стульях, все-таки ждут, когда будет можно…Терпение – вот то качество, которого не хватает часто даже у нас – взрослых. А дети – терпеливо ждут, хотя не отрывают глаз от еще работающих. Потом  это прозвучало в рефлексии Саши Д.: «Я понял, как трудно ждать!»
Результат ошеломил даже меня, когда Вероника Ч. вышла по логике на название- «микология»: «Наука о мико - совсем маленьких. Думаю, что это о грибах!» Рефлексия показала, что ребята запомнили все три царства, правила грибников, составленное группой «царство грибов», кто-то открыл для себя «другие» грибы, кому-то очень не терпелось побыстрее все узнать, кто-то очень захотел в лес по грибы… Мастерская получилась, хотя опять были уставшие (прошло по времени уже 4 урока), но глазки светились от радости. И опять вопрос: «Когда следующая мастерская?»

А следующая педагогическая мастерская «Человек есть тайна…» была для взрослых - родителей. Мысль о ней созревала давно, а тут вдохновили результаты двух предыдущих. Найден материал, алгоритм разработан на чистовую, где красной строкой проходит – любовь. Символично и то, что собрание было назначено накануне Дня влюбленных (с некоторых пор этот праздник  стал отмечаться и у нас в России). Предполагаю, что реорганизация  пространства, если пройдет, то с трудом, поэтому сразу расставляю столы и стулья так, что родителям ничего не остается, как уже оказаться в 4 группах по 6 человек. Работа начинается. Провожу взглядом по лицам. Но … ужас! Взрослые пассивны. Они ждут, что я опять буду говорить, знакомить их с исследовательскими материалами, педагогическими трудами. Чувствую, как холодок пробегает по всему моему телу… Надо начинать. Глубоко вдыхаю и на выдохе запускаю мастерскую. Еще раз убедилась в правоте, что «взрослые как дети». Одни смотрят сердито: «Что еще придумала?» Другие – растерянно. Но есть и те, которые напряжены, вспоминая то далекое детство, да и как выбрать из такого количества такую малость. Даже поступает ко мне вопрос: « А больше нельзя?» Очень медленно, но все же включились в работу почти все: две мамочки так и не стали работать, выбрав роль зрителей, а потом первая убежала в бассейн, вторая – на собрание к старшей дочери (об этом стало известно позже). Это очень меня огорчило. Но расслабляться не имела права! Мастерская продолжалась. И спасибо всем  взрослым (20), оставшимся  и прошедшим  все этапы. Сами не замечая того, увлеченно искали ответы, доказательства. Обращаясь друг к другу, стали слышатся имена. Полтора года они были родителями одного класса, а тут – единомышленниками, партнерами, творцами.
И все получилось, хотя, как мне показалось, у моих детей этот процесс проходит более активно.
Результатом явилась рефлексия (по желанию):
При работе испытывала все время напряжение.
Оказалась, что моя любовь слепа.
Жаль, что этого не знала раньше.
Сделал вывод, что мы сами «калечим» детей.
Пусть дети растут в сказке, но живут на земле.
Не хочу быть этой курицей.
Странное ощущение от воспоминаний детства.
Верю, что я стала мудрее.
Спасибо!
Счастье - когда такой учитель у детей!

Прошло несколько недель, прежде чем меня осенила мысль о еще одной мастерской: «Капля…». Попалась на глаза замечательная сказка «Капля жизни». Удивительно, как созвучна она с моим состоянием. Но как рассказать о смысле жизни восьмилеткам?  Сомнений не было – это возможно только через мастерскую! Действительно, создана она была, как говорят, «за один присест». И так же была проведена, казалось, за мгновенье. Работа детей была настолько глубока, что я не переставала восхищаться ими. Откуда только бралась эта мудрость, которая совсем не свойственна  восьмилеткам. Теперь уже явно проявлялись лидеры, которые вели за собой всю команду. От предположений переходили к творческой деятельности: сочинялись свои истории, ставились мини-сценки на тему «Капля страха», «Капля здоровья», «Капля  дождя»  и пр., где распределялись роли и представляли постановку для всех. А после работы с текстом «Капля жизни» (название не давалось) дети давали свои названия: от «волшебной» до «исцеляющей» капли. А, прочитав полностью название сказки, была буря восторга и смятения: «Ну, как же мы сами не догадались?!» И такая же удивительная рефлексия:
 Я сегодня понял (а), что…
- надо побеждать свой страх.
-Теперь я знаю, что…
чтобы многое иметь. Надо много испытать.
- чтобы спасти родителей, надо не жалеть себя.
- слава приходит к смелому.
- капли бывают разные.
- не трусь!
- любовь побеждает страх…

Мастерская закончилась, но Надя К. спросила, может ли она записать дома еще одну «Сказку про каплю». С любопытством на меня смотрели десятки глаз. А у меня стоял комок в горле, я только и утвердительно смогла кивнуть головой. Утром  мне были переданы рукописи с разными «Каплями…». Именно с той мастерской ребята стали писать не только в прозе, но и пробовать себя в поэзии.

А в июне произошла еще одна встреча с Ольгой Васильевной Орловой, которая в очередной раз поддержала меня  в моих еще неопытных шагах по «новому образованию».

И  опять в  период летнего отпуска мы с Людмилой Ивановной Ивановой написали черновой вариант мастерской «Дети солнышка», в которой предполагалось дать понятие о «языке цветов», увидеть разнообразие этих растений, даже способствовать появлению желания устроить праздник близким. Оставалось подобрать материал, отобрать его, приготовить. Но…
На августовском педсовете была объявлена тема классного часа в «День знаний» - о семье.
Поэтому была отложена эта мастерская,  и началось рождение другой.
Что можно рассказать за час? Конечно, многое. Но меня уже не устраивала роль детей – слушателей. Ведь это первая встреча. Ребята должны испытать радость от общения, удовлетворение от созидательного труда, да и мысли о семье должны быть глобальными…
Значит, только мастерская! Поставлена цель. В голове уже появились мысли. Началась работа над алгоритмом. В середине этого творения  возникает и название: «Шесть млрд. «Я». Тут же подбирается материал. Обрабатывается. Редактируется и…  уже через три дня  мастерская оживает. Ребята, в начале заторможенные, теперь не могут остановиться. Звучат  предположения, читаются тексты, делаются умозаключения. Как оказывается непросто понимание значения слова «семья»?  
« И все же понимание пришло. Состоялось то, что мною задумалось!» -- подтверждает рефлексия.
Дети, стоя  по кругу, держась за руки, продолжили фразу:
« Меня удивило, что
           … семья – это не только мама и папа;
            …мой класс – моя семья;
          …мой лицей – это тоже семья;
          …есть российская семья;
          …все мы здесь – семья;
          …на Земле  все -  родные;
          …нас так много;
          …я очень люблю свою семью;
          …есть разные семьи;
          …человек виноват в разрушении семьи;
          … мы сами делаем всех счастливыми;
          …у природы должна быть семья.
           … очень  соскучилась по всем вам»

« Сегодня я усвоил (а), что…
       …все вокруг – одна семья;
       …надо любить всех;
…надо беречь близких;
…надо не воевать, ведь это вся – семья;
…страшно быть «зверем»;
…я – счастливый человек;
…ничего нельзя разрушать;
…на Земле 6 млрд. человек;
…здорово, когда у тебя семья;
…нельзя обижать одноклассников – это семья;
…жить в мире – счастье;
…надо помогать  и беречь;
…класс, школа, Россия и весь мир – семья»

А на следующий день дети (Оля Г., Андрей С., Женя Н. и другие) принесли свои творческие работы (и в прозе, и в стихах) о семье.

И совсем недавно была полностью доработана и  проведена мастерская «Дети солнышка».
И новые удивительные открытия,  как для ребят, так и для меня. Рискнув, реорганизовать пространства  в группы по 3-4 человека, замечаю, что моя Саша – очень тихая, молчаливая девочка – попадает с тремя мальчишками («гиперактивными» - Андреем К. и Сашей Д., таким же медлительным, как  и сама Саша, Русланом). И вдруг эта команда, путь медленнее других, но работает все как один. А «строит» мальчиков Сашенька, откуда только голос появился и организаторские способности
В другой группе с увлечением творит Андрей А., который до этой мастерской вел пассивную деятельность. Это именно он в рефлексии выдаст: «Сегодня меня удивило, что можно работать так много и не устать».
Еще в одной группе среди двух девочек (Аней Н. и Ксюшей Ф.) попал и Вася К., который выделялся с первого класса  «самолюбованием»: умнее многих (и это правда) и до других дела нет. А тут - работает вместе, глазки горят, сам светится! В конце Вася скажет: «Мне нравится работать вместе!» И на мастерской в  этой группе (с подачи Ани Н.) появляется первое стихотворение о розе.
  А как ребята за очень короткое время (15 минут) делали свой букет ярким и привлекательным! Сколько фантазии, сколько мастерства!
Чувства радости переполняли меня, да и ребят тоже.
Об этом они говорили в рефлексии.
Дети продолжили фразу:

«Сегодня меня удивило, что
-есть «язык цветов»;
-каждый цветок что-то значит;
-можно рассказать о своих чувствах через букет;
-можно обидеть человека словами, но не цветами;
-у цветов есть символы;
-можно очень много узнать о цветах;
-самый лучший подарок – цветы;
-надо знать, какие даришь цветы;
-я хочу написать стихи о любимой ромашке;
-мне нравится работать вместе;
-в цветах надо разбираться;
-букетом я могу все сказать;
- я люблю розу;
-можно работать так много и не устать.»

« На мастерской сегодня я узнал (а), что
-легенды есть у каждого цветка;
- есть столько много разных цветов;
- о моем любимом  георгине;
-есть гладиолусы-цветы;
-красивые и печальные истории о цветах;
-много о разных цветах;
-о значении разных роз;
- гладиолус, скорее цветок для мужчин.

А через день появились у меня новые стихотворения и рассказы, но теперь уже о цветах. Стихотворения собственного сочинения, рассказы (и даже в стихах).
Ребята стали с удовольствием сочинять. Творческие работы радовали все больше.  Теперь нельзя было «отставать» от своих ребят. Рождались новые мастерские. И с каждой проведенной становилось  больше трудоспособных, старательных  и активных моих учеников.
Годы совместного обучения пролетели очень быстро. Верю, что для моих детей, как и для меня самой,  эти мастерские не прошли стороной.

Теперь я  в другой школе и совсем другие дети.  И всё же  работа с этой нестандартной формой организации учебно-воспитательного процесса продолжается, т.к. непринужденно идет процесс самовоспитания и самообучения.  В мастерской не забыт ни один ребенок. Каждый находится в активной субъектной позиции. Игра и мысль, эксперимент и ошибка, тишина и движение, уединенность и азарт групп захватывают ученика в одном занятии. При этом дается возможность стать самостоятельным и ответственным, сохраняя право на индивидуальность. Именно в мастерских воспитание и образование не отделены друг от друга, а являются сторонами единого процесса, создается творческая атмосфера, психологический комфорт, который способствует росту каждого ученика и моему личностному  росту и  дарит  нам  радость сотворчества …

 

 

На главную

Hosted by uCoz