Главная | О школе | Для родителей | Для учеников | Для учителей | Фотоальбомы |
Материал к педсовету по теме «Инновационный урок».
/подготовлен Г.В.Фризеной – учителем начальной школы/
Групповая форма обучения на современном уроке
"Каждый человек, как буква в алфавите, чтобы образовать слово, надо слиться с другими" О. Мандельштам
В педагогической литературе нет единого определения групповой формы обучения. Общим является то, что большинство исследователей под групповой работой понимают работу малых групп внутри класса.
В основе сегодняшних представлений о роли групповой работы в обучении лежат труды Ж.-Ж. Пиаже и других ученых.
Еще в "Великой дидактике" Ян Амос Каменский оценил обращенную речь как катализатор мышления. Он советовал ученику искать того, кому можно было бы объяснить изучаемое.
Л. Выготский указывал на то, что интеллектуальный рост является продуктом как внутренних, так и внешних процессов. Он предположил, что более высокий уровень возникает из взаимоотношений, диалога между людьми.
Исследования педагогов и психологов показывают, что обучение сообща благоприятно влияет на развитие речи, приносит более высокие учебные результаты по сравнению с традиционными фронтальными формами и методами.
Групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения.
Смысл групповой работы — научить детей согласованно и плодотворно трудиться над одним общим заданием, помогая друг другу.
На современном этапе обучения договорились, что ГРУППОВАЯ РАБОТА НА УРОКЕ – это форма организации учебно-познавательной деятельности, предполагающая функционирование малых учебных групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога. Групповая работа на уроке стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.
Вводя новую форму сотрудничества, первоначально надо дать ее образец, при этом внимание надо акцентировать на формах взаимодействия: «Ты согласен?», «Не возражаешь?» и т. д. Это вопросы запуска дискуссий, которыми каждая группа пользуется при работе. Желательно вместе с детьми установить для работы группы правила поведения. Например: убедись, что в разговоре участвует каждый; говори спокойно и ясно; говори только по делу.
А какова численность групп? Количество участников в группе зависит от возраста и решаемой задачи. Но для младших школьников – это не более 5 человек, для основной – 5-6, а старшей школы – 5-8.
Особого внимания учителя требует подбор детей в группы. Объединять надо с учетом их личных и интеллектуальных склонностей. Несомненно, это так! Но замечено, что самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжела - тельный партнер. И двух озорников объединять опасно! У группы должна быть ориентация только на мыслительную работу.
Для того, чтобы группы срабатывались, нужны минимум 5-6 занятий. Потом можно группы переформировать, чтобы дети получили опыт сотрудничества с разными партнерами.
Какие роли должны быть в группе? Есть много вариантов, например: лидер (отвечает за работу группы в целом), докладчик (выступает перед классом с готовым решением группы), секретарь (записывает высказанные идеи и решения), критик (высказывает противоположную точку зрения), контролер (проверяет, все ли поняли принятое решение) или капитан, докладчик, писарь, оптимист, эксперт и т.д. Важно, чтобы все члены группы побывали в каждой из выделенных ролей.
Обратите внимание на то, чего не стоит делать при организации групповой работы:
Организация групповой работы меняет функции учителя. При групповых формах обучения учитель участвует в коллективной деятельности, управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса (в случае необходимости оказывает помощь отдельным ученикам либо группе) и контролирует эту работу (Как дети сидят? Внимательны или они отвлекаются? Как ведут себя: живо или апатично? Сфокусировано ли внимание на задании или есть посторонние обсуждения? Слушают ли друг друга? Демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству?). А после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращая внимание на типичные ошибки (надо разбирать не содержательные ошибки, а ход взаимодействия: «Ваша группа доброжелательно, терпеливо работала и т. д.). Дает оценку работе всей группе в целом. Оценивать следует общую работу группы, а не давать ученикам, работающим вместе, разные оценки.
Для работы в группах к учебному материалу предъявляется два требования:
Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может или затрудняется сделать индивидуально.
Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развивать его.
Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к учителю. Он должен хорошо владеть дисциплиной, в совершенстве освоить технологию групповой работы, уметь регулировать взаимодействие учащихся.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.
В первом классе мы с детьми делаем только первые шаги в групповой работе на уроках:
По моему наблюдению, наиболее удачно проходит работа в группах при проведении мастерских и как один из этапов современного урока.
Я не могу сказать, что в совершенстве владею приемами групповой работы, поэтому пытаюсь вновь учиться, читать новые издания по данной теме, перенимать опыт работы коллег.