Главная | О школе | Для родителей | Для учеников | Для учителей | Фотоальбомы |
Мастерская
«ТОНКИЙ НАМЕК»
Цель: создать условия для
- осознания ребенком мудрости через тонкий намек сказки;
-развития таких чувств, как удивление, восхищение, умение найти главное в произведении и для себя;
-обогащения словарного запаса ребенка;
-развития ассоциативного мышления, умения прислушиваться к другим и себе;
- снятия возможного страха перед сочинением;
-развития коммуникативных качеств и творческой деятельности детей.
Оборудование:
карточки № 1, № 2, №3, конверты с контурным рисунком животного (кот, собака, козел, петух), 3 волшебные корзинки (с реквизитом для возможных постановок сказок), листы
А-4 и других размеров, подставки для книг (1 на каждую группу), цветные карандаши и фломастеры, ножницы и памятка для работы с ними.
Организация пространства:
- фронтальная;
-работа парами;
-работа групповая (по 4 человека).
Технологическая карта мастерской «Тонкий намек»
1. Индукция (каждый ребенок самостоятельно работает с карточкой №1).
- Возьмите карточку №1 и очень быстро, но аккуратно выполните задание.
№1.
Составьте словосочетания, записав подходящие по смыслу слова :
Дремучий _________________, свежий __________________,
широкий _________________, хороший _________________,
новое ___________________, красная _____________________,
березовая ________________, школьный ___________________.
1.2.Афиширование(называется 1 словосочетание, не повторяясь, «цепочкой»).
-Назовите по 1 полученному словосочетанию, не повторяясь.
/Дети прочитывают по 1 словосочетанию друг за другом: дремучий лес, дремучий человек, свежий ветер, свежий хлеб и т.д./
- Объясните, почему получились у вас эти словосочетания.
/Дети дают ответ, что слова в словосочетаниях подходят по смыслу/
2.Работа парами.
/Дети объединяются парами для выполнения задания учителя/
-Возьмите карточку №2 и заполните ее вместе.
№2.
Подберите и запишите к каждому имени прилагательному
антоним (противоположное по смыслу слово):
Грустный - _________________, глупый - ________________,
трусливый - ________________, слабый - ________________,
грубый - ___________________, грязный - _______________,
лживый - __________________ , бедный - ________________,
трудолюбивый - ______________, темный - _________________,
плохой - ____________________, отрицательный - ____________.
2.1. Афиширование. /Дети представляют выполненную работу/
-Прочитайте по одной паре слов для всех, но не повторяясь.
/Каждая пара прочитывает слово, подобранное к первому: грустный – веселый, глупый – умный и т.д.//
-Объясните, почему вы приписали именно эти слова
/Дети отвечают, что выполняли задание, записывая противоположные по смыслу слова/
2.2.Работа над словосочетанием.
- Посоветуйтесь друг с другом и выделите желтым цветом только те слова, каким бы хотели видеть и чувствовать себя.
/Дети продолжают работать в парах. В карточке №2 они желтым карандашом закрашивают слова, в которых раскрываются положительные черты характера: веселый, смелый, вежливый и пр./
2.3. Афиширование. /Дети продолжают работу в парах./
- Встаньте по очереди парами и скажите о положительной черте своего соседа.
Например: Миша – прилежный.
/Каждая пара встает и называет, какая черта больше всего ему нравится в его партнере: Аня – ответственная девочка, Паша – самый вежливый; Саша(девочка) – самая скромная, Коля – веселый человек и т.д./
3. Реорганизация пространства. Работа по группам («четверками»).
/Ребята, развернувшись парами лицом к друг другу, очень быстро образуют группу по 4 человека и работают «четверками»/
-Возьмите каждый карточку №3.
/Каждый ученик работает сначала индивидуально по заданию учителя/
№3.
Елена Екимова
Зло
Знай, дитя, что в этом мире
Существует также зло.
Если твой дружок задира,
То тебе не повезло.
Зло ведет себя ужасно,
От него сплошной погром,
Но оно – и это важно! –
Побеждается добром.
Даже ласковое слово
Может злого усмирить,
Добрым сделать его снова
И со всеми примирить.
-Прочитайте про себя стихотворение Елены Екимовой.
/Дети знакомятся самостоятельно с текстом стихотворения/
- Прочитайте его друг другу в группе, как можно выразительнее.
/В группе дети по очереди прочитывают стихотворение./
- Выберите, советуясь друг с другом, ответ на поставленный вопрос после стихотворения.
/ Для каждой группы один вопрос , на который они вместе должны дать ответ, обведен кружочком/
Дайте ответ по тексту:
1.Что существует в мире?
2. Как ведет себя зло?
3. На что важное обращает внимание автор?
4. Что может усмирить злого?
5. Как злого может изменить ласковое слово?
6. Выпиши, что может ласковое слово: __________________________________________________________________________
3.1.Афиширование.
-Зачитайте вопрос и ваш ответ для всех.
/Каждая группа для всего класса читает вопрос и дает на него ответ /
4.Вопросы и задания учителя.
/Учитель задает вопросы, дает задания, которые выполняются за определенное время/
- В каком литературном жанре очень часто добро побеждает зло?
/Дети дают ответ: сказка/
-Вспомните разные сказки и за 3 минуты запишите в своей группе их названия (автора).
/Дети записывают 5-8 названий известных сказок/
-Выберите из списка сказок только одно, которое и будет названием вашей группы.
- За 5 минут на листе А-4 оригинально оформите выбранное название и представьте его всем, поставив на подставку
/Под классическую музыку Моцарта «Волшебная флейта» дети художественно оформляют выбранное название, используя цветные карандаши, фломастеры./
5.Социоконструкция /Работа по группам /
/Дети выполняют задания учителя/
-Из конверта достаньте 4 изображения героев будущей сказки.
/Дети из конверта достают 4 листа, на каждом из которых нарисован один контур одного из животных: кота, петуха, собаки и козла./
-Перед выполнением следующего задания прочитайте в группе памятку работы с необходимым нам инструментом.(Правила техники безопасности).)
/Дети в группе читают «Памятку по работе с ножницами»/
- Каждый возьмите ножницы и один лист с контуром. За 1 минуту очень аккуратно и осторожно вырежете по контору героя сказки.
/Каждый ученик вырезает по контуру одного героя. А так как в группе 4 человека, то за 1 минуту фигурки всех 4 героев сказки готовы/
- Всей группой придумайте каждому герою имя. Напишите его внутри контура животного.
/Дети записывают придуманные имена/ клички внутри каждого контура/
- Представьте свои названия другим. Для этого очень тихо всей своей группой перейдите по часовой стрелки от стола к столу и прочитайте названных животных.
/Дети, переходя от стола к столу, знакомятся с предложенными именами/ кличками таких же животных. Пройдя по кругу, ребята занимают свои рабочие места/
-Со своими названными героями сочините свою сказку и запишите ее.
/За 10 минут каждая группа сочиняет короткую свою сказку про 4 животных, записывая ее на листе А-4/
6.Социализация /Обсуждения в группе предложенных вариантов./
- Подумайте 2 минутки, как интереснее вы сможете познакомить всех с вашим творением.
/Через 2 минуты учитель обращает внимание ребят на стоящие три корзинки, в которых находятся 6 пакетов с реквизитами(маски героев, мягкие игрушки, игрушки для постановки кукольного спектакля, шарфики, жилетки и пр.)/
- Обратите внимание на 3 волшебные корзинки, которые могут в этом вам помочь!
/По желанию группы, дети получают 1 пакет из корзинки, выбирая его сами/
- Через 5 минут подарите свою сказку всем нам.
/Представление сочиненной сказки./
7.Дедукция. /Идет работа над сказкой «Каждому свое»/
Каждому свое.
Сказка.
Жили на одном дворе кот да петух, собака да козел.
Вечером, бывало, соберутся все они у крыльца и тихонько рассуждают о своих делах. В одном они только не могли согласиться: что всего лучше на свете?
- Нет ничего лучше молочка, - говорит кот Васька, усаживаясь на крылечке, - хорошо бы и мышку поймать, хлопотно только.
- Что молочка! А вот если бы, например овес или крупа,- это будет получше,- - говорит петух.
- Пустяки вы, братцы, говорите, - уверял Шарик, - уж если вправду хорошо, так это косточка! Сколько я на своем веку съел костей и знаю толк в еде! Да!..
- Хорошо и свеженького сенца пожевать, особенно если душистое, - вставил свое словцо козел.
Спорят они, спорят, а вопрос – что лучше – так и остается у них нерешенным.
-Хотели бы вы узнать, какую сказку с этими героями приготовила я для вас?
/Учитель начинает читать сказку (с названием) до вопроса: «Что всего лучше на свете?», предлагая детям предположить ответ героя и представить его от своей группы классу./
- Чтение в группах сказки в оригинале.
-Обдумайте и запишите самостоятельно ответ на вопрос, который задавался каждому герою: «Что всего лучше на свете?»
8. Рефлексия.
- Подумайте и скажите, какой тонкий намек усвоили вы на этой мастерской?
/Учитель предлагает ребятам начать со своей фразы или продолжить одну из предложенных:/
Сегодня на мастерской я для себя открыл(-а), что …
Для меня сегодня стало главным то, что …
Приложение
____________________________________________________________________________________________________________________
Каждому свое.
Сказка.
Жили на одном дворе кот да петух, собака да козел.
Вечером, бывало, соберутся все они у крыльца и тихонько рассуждают о своих делах. В одном они только не могли согласиться: что всего лучше на свете?
- Нет ничего лучше молочка, - говорит кот Васька, усаживаясь на крылечке, - хорошо бы и мышку поймать, хлопотно только.
- Что молочка! А вот если бы, например овес или крупа,- это будет получше,- - говорит петух.
- Пустяки вы, братцы, говорите, - уверял Шарик, - уж если вправду хорошо, так это косточка! Сколько я на своем веку съел костей и знаю толк в еде! Да!..
- Хорошо и свеженького сенца пожевать, особенно если душистое, - вставил свое словцо козел.
Спорят они, спорят, а вопрос – что лучше – так и остается у них нерешенным.
____________________________________________________________________________________________________________________________________