Главная О школе Для родителей Для учеников Для учителей Фотоальбомы

Мастерская
«ТОНКИЙ НАМЕК»

Цель:  создать условия для
- осознания ребенком мудрости через тонкий намек сказки;
-развития таких чувств, как удивление, восхищение, умение найти главное в произведении и для себя;
-обогащения словарного запаса ребенка;
-развития ассоциативного мышления, умения прислушиваться к другим и себе;
- снятия возможного страха перед сочинением;
-развития коммуникативных качеств и творческой деятельности детей.
Оборудование:
карточки № 1, № 2, №3, конверты с контурным рисунком животного (кот, собака, козел, петух), 3 волшебные корзинки (с реквизитом для возможных постановок сказок), листы
А-4 и других размеров, подставки для книг (1 на каждую группу), цветные карандаши и фломастеры, ножницы и памятка для работы с ними.
Организация пространства:
- фронтальная;
-работа парами;
-работа групповая (по 4 человека).

Технологическая карта мастерской «Тонкий намек»

1. Индукция (каждый ребенок самостоятельно работает с карточкой №1).
- Возьмите карточку №1 и очень быстро, но аккуратно выполните задание.
№1.
 Составьте словосочетания, записав  подходящие по смыслу слова :
Дремучий _________________,  свежий __________________,
широкий _________________,   хороший _________________,
новое    ___________________,  красная _____________________,
березовая ________________,    школьный ___________________.

1.2.Афиширование(называется 1 словосочетание, не повторяясь,  «цепочкой»).
-Назовите по 1 полученному словосочетанию, не повторяясь.
/Дети прочитывают по 1 словосочетанию друг за другом: дремучий лес, дремучий человек, свежий ветер, свежий хлеб и т.д./

- Объясните, почему получились у вас эти словосочетания. 
/Дети дают ответ, что слова в словосочетаниях подходят по смыслу/

2.Работа парами.
/Дети объединяются парами для выполнения задания учителя/
-Возьмите карточку №2 и заполните ее вместе.

№2.
Подберите и запишите  к  каждому  имени   прилагательному
антоним (противоположное по смыслу слово):

Грустный - _________________, глупый -   ________________,
трусливый - ________________, слабый -    ________________,
грубый - ___________________, грязный -    _______________,
лживый - __________________ ,   бедный -   ________________,
трудолюбивый - ______________, темный - _________________,
плохой - ____________________, отрицательный - ____________.

2.1. Афиширование. /Дети представляют выполненную работу/

-Прочитайте по одной паре слов для всех, но не повторяясь.
/Каждая пара прочитывает слово, подобранное к первому: грустный – веселый, глупый – умный и т.д.//

-Объясните, почему вы приписали именно эти слова
/Дети отвечают, что выполняли задание, записывая противоположные по смыслу слова/

2.2.Работа над словосочетанием.
- Посоветуйтесь друг с другом и выделите желтым цветом только те слова, каким бы хотели видеть и чувствовать себя.
/Дети продолжают работать в парах. В карточке №2 они желтым карандашом закрашивают слова, в которых раскрываются положительные черты характера: веселый, смелый, вежливый и пр./

2.3. Афиширование. /Дети продолжают работу в парах./

- Встаньте по очереди парами и скажите о положительной черте своего соседа.
 Например: Миша – прилежный.
/Каждая пара встает и называет, какая черта больше всего ему нравится  в его партнере: Аня – ответственная девочка, Паша – самый вежливый; Саша(девочка) – самая скромная, Коля – веселый человек и т.д./

3. Реорганизация пространства. Работа  по группам («четверками»).
/Ребята, развернувшись парами лицом к друг другу, очень быстро образуют группу по 4 человека  и работают «четверками»/

-Возьмите каждый карточку  №3.
/Каждый ученик работает сначала  индивидуально по заданию учителя/
№3.
                  Елена Екимова
            Зло
Знай, дитя, что в этом мире
Существует также зло.
Если твой дружок задира,
То тебе не повезло.

Зло ведет себя ужасно,
От него сплошной погром,
Но оно – и это важно! –
Побеждается добром.

Даже ласковое слово
Может злого усмирить,
Добрым сделать его снова
И со всеми примирить.

-Прочитайте про себя стихотворение Елены Екимовой.
/Дети знакомятся самостоятельно с текстом стихотворения/

- Прочитайте его друг другу в группе, как можно выразительнее.
/В группе дети по очереди прочитывают стихотворение./

- Выберите, советуясь друг с другом, ответ  на поставленный вопрос после стихотворения.
/ Для каждой группы один вопрос , на который они вместе должны дать ответ, обведен кружочком/

Дайте ответ по тексту:
1.Что существует в мире?
2. Как ведет себя зло?
3. На что важное обращает внимание автор?
4. Что может усмирить злого?
5. Как  злого может изменить ласковое слово?
6. Выпиши, что может ласковое слово: __________________________________________________________________________

3.1.Афиширование.
-Зачитайте вопрос и ваш ответ для всех.
/Каждая группа  для всего класса читает  вопрос и дает на него ответ /

4.Вопросы и задания  учителя. 
/Учитель задает вопросы, дает задания, которые выполняются за определенное время/

- В каком литературном  жанре очень часто добро побеждает зло?
/Дети дают ответ: сказка/

-Вспомните разные сказки и за 3 минуты запишите в  своей группе их названия (автора).
/Дети записывают 5-8 названий известных сказок/

-Выберите из списка сказок только одно, которое и будет названием  вашей группы.

- За 5 минут на листе А-4 оригинально оформите выбранное  название и представьте его всем, поставив на подставку
/Под  классическую музыку Моцарта «Волшебная  флейта» дети художественно оформляют выбранное название, используя цветные карандаши, фломастеры./

5.Социоконструкция  /Работа по группам /
/Дети выполняют задания учителя/

-Из конверта достаньте 4 изображения героев будущей сказки.
/Дети из конверта достают 4 листа, на каждом из которых нарисован один  контур одного из животных: кота, петуха, собаки и козла./

-Перед выполнением следующего задания прочитайте в группе памятку работы с необходимым нам инструментом.(Правила техники безопасности).)
/Дети в группе читают «Памятку по работе с ножницами»/

- Каждый возьмите ножницы  и  один лист с контуром. За 1 минуту очень аккуратно и осторожно вырежете по контору героя сказки.
/Каждый ученик вырезает по  контуру одного героя. А так как в группе 4 человека, то за 1 минуту фигурки всех 4 героев сказки готовы/

- Всей  группой придумайте каждому герою имя. Напишите его внутри контура животного.
/Дети записывают придуманные имена/ клички внутри каждого контура/

- Представьте свои названия другим. Для этого очень тихо всей своей группой перейдите по часовой стрелки от стола к столу и прочитайте названных животных.
/Дети, переходя от стола к столу, знакомятся с предложенными именами/ кличками таких же животных. Пройдя по кругу, ребята занимают свои рабочие места/

-Со своими названными героями сочините свою сказку и запишите ее.
/За 10 минут каждая группа сочиняет  короткую свою сказку про 4 животных, записывая ее на листе А-4/

6.Социализация /Обсуждения в группе предложенных вариантов./
- Подумайте 2 минутки, как интереснее вы сможете познакомить всех с вашим творением.
/Через 2 минуты учитель обращает внимание ребят на стоящие три корзинки, в которых находятся 6 пакетов с реквизитами(маски героев, мягкие игрушки, игрушки для постановки кукольного спектакля, шарфики, жилетки и пр.)/

- Обратите внимание на 3 волшебные корзинки, которые могут в этом вам помочь!
/По желанию группы, дети получают 1 пакет из корзинки, выбирая его сами/
 
- Через 5 минут  подарите свою сказку  всем нам.
 /Представление сочиненной сказки./

7.Дедукция.   /Идет работа над сказкой  «Каждому свое»/
Каждому свое.
Сказка.
Жили на одном дворе кот да петух, собака да козел.
Вечером, бывало, соберутся все они у крыльца и тихонько рассуждают о своих делах. В одном они только не могли согласиться: что всего лучше на свете?

- Нет ничего лучше молочка, - говорит кот Васька, усаживаясь на крылечке, - хорошо бы и мышку поймать, хлопотно только.

- Что молочка! А вот если бы, например овес или крупа,- это будет получше,-  - говорит петух.

- Пустяки вы, братцы, говорите, - уверял Шарик, - уж если вправду хорошо, так это косточка! Сколько я на своем веку съел костей и знаю толк в еде! Да!..

- Хорошо и свеженького сенца пожевать, особенно если душистое, - вставил свое словцо козел.

Спорят  они, спорят, а  вопрос  – что лучше – так  и  остается  у   них нерешенным.

 

-Хотели бы вы узнать, какую сказку с этими героями приготовила я для вас?
/Учитель начинает читать сказку (с названием)  до  вопроса: «Что всего лучше на свете?», предлагая детям предположить ответ героя и  представить его от своей группы классу./

- Чтение в группах сказки в оригинале.

-Обдумайте и запишите самостоятельно ответ на вопрос, который задавался каждому герою: «Что всего лучше  на свете?»

8. Рефлексия.
- Подумайте и скажите, какой тонкий намек усвоили вы на этой мастерской?
/Учитель предлагает ребятам начать со своей фразы или продолжить одну из предложенных:/

Сегодня на мастерской я для себя открыл(-а), что …
Для меня сегодня стало главным то, что …

 

 

Приложение

____________________________________________________________________________________________________________________
Каждому свое.
Сказка.

Жили на одном дворе кот да петух, собака да козел.
Вечером, бывало, соберутся все они у крыльца и тихонько рассуждают о своих делах. В одном они только не могли согласиться: что всего лучше на свете?

- Нет ничего лучше молочка, - говорит кот Васька, усаживаясь на крылечке, - хорошо бы и мышку поймать, хлопотно только.

- Что молочка! А вот если бы, например овес или крупа,- это будет получше,-  - говорит петух.

- Пустяки вы, братцы, говорите, - уверял Шарик, - уж если вправду хорошо, так это косточка! Сколько я на своем веку съел костей и знаю толк в еде! Да!..

- Хорошо и свеженького сенца пожевать, особенно если душистое, - вставил свое словцо козел.

Спорят  они, спорят, а  вопрос  – что лучше – так  и  остается  у   них нерешенным.

____________________________________________________________________________________________________________________________________


 

 

 

 

 

 

 

 

На главную

Hosted by uCoz