Главная | О школе | Для родителей | Для учеников | Для учителей | Фотоальбомы |
(по теме «Лес – природное сообщество»)
Цели: создать условия для
Технологическая карта
1. Погружение в работу.
- Отгадайте загадку и запишите отгадку на середине листа фломастером:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Как зайдешь ты в этот дом –
Чудеса ты встретишь в нем.
- Подумайте, включив память, наблюдательность и воображение, и за 1 мин. закончите фразу: «Гуляя или бывая в лесу, мои глаза увидели, и я отметил, что там …»
- Отложите свою фразу и никому пока ничего не говорите. Это ваш секрет!
2. Работа в группах по 4 (+1) человек
- Объединитесь в группы по четверкам.
- Теперь поделитесь в группе своими наблюдениями. Посоветуйтесь.
- Напишите фломастером крупно на большом листе все, что отметил ваш опытный глаз наблюдателя в лесу.
- Афишируйте свою работу, выйдя для этого по 2 человека от группы, чтобы разместить на доске результат своих наблюдений.
- Благодарю всех. Прошу занять свои места в группах.
3. Работа с информацией
- Возьмите конверт и каждый ознакомьтесь с его содержанием (у каждой группы в конвертах по 4 (+1) одинаковых текстов по теме: 1 – о растениях Ленинградской области; 2 – о птицах; 3 – о насекомых; 4 – о зверях; 5 – о грибах).
- Читайте информацию с карандашом в руке и на полях этого листа помечайте эти ми символами (учитель поворачивает доску, глее крупно написано):
v – это я знал (а)
+ - это я узнал (а)
_ - об этом я никогда не слышал (а)
- А сейчас каждая группа делится пополам (получается две подгруппы). Каждая подгруппа сформулирует по отработанной информации 3 вопроса для своей другой подгруппы и запишет их (до звуков колокольчика, по которым работу заканчиваем). Через 3 минуты работа заканчивается.
- Теперь мы начинаем работу с вопросами, получая сразу на них ответы. Определите очередность, какая подгруппа задает вопросы, а какая будет отвечать. Помогайте другой подгруппе при ответах, но сначала дайте возможность ответить самостоятельно. И еще разрешается подсмотреть текст (обращаю внимание на слово подсмотреть) – не зачитывать его, а использовать как помощник.
*Через 6 минут звучит колокольчик.
- Остановитесь, пожалуйста. Меняемся ролями: те, кто задавал вопросы, теперь будет отвечать на поставленные вопросы другой подгруппы. *Через 6 минут по колокольчику работа заканчивается.
4.Реорганизация пространства: - Выберите на своем столе любой квадратик, посмотрите на цифру, которая вам досталась. Возьмите в руку свой информационный лист. Все единички переходят за 1-ый стол, двоечки – за 2-ой, троечки за 3-ий, четверочки – за 4.
- А теперь, внимательно слушая друг друга, по очереди расскажите о том, что вы узнали, не забудьте о своем помощнике – информационном листке. ПЕРЕМЕНА. После дети рассаживаются в свои группы по 4-кам(+1).
5. Работа в первичных группах: - Используя все знания, которые вы получили, напишите в своей группе текст на тему «Лес – природное сообщество». Но перед этой работой, пожалуйста, подумайте, посоветуйтесь и разъясните: «Сообщество – это…»
- Озвучьте для нас свое разъяснение.
- Сравните его с выпиской из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова.
из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова.
Сообщество
1.Объединение людей, народов, государств, имеющих общие интересы, цели.
2.Группа растительных или животных организмов, живущих вместе.
-А теперь запишите от группы текст «Лес – природное сообщество».
- Представьте свои работы. (Каждая группа зачитывает свои тексты)
6. Сложное задание: установление взаимосвязей жителей леса
-А теперь сложное задание, но я в вас верю, что вы справитесь с ним.
докажите как связаны все жители леса между собой.
-Составьте из карточек цепи питания и через 2 минуты представьте для всех (Учитель по очереди открывает правильные ответы на доске).
1 группа: жук – короед, ястреб, дятел, кора – дерева.
( Кора дерева – жук- короед – дятел – ястреб).
2 группа: муравьи, медведь, гусеницы, листья дерева.
( Листья дерева – гусеницы – муравьи – медведь).
3 группа: уж, ягоды земляники, лягушка, улитка, лиса.
( Ягоды земляники – улитка – лягушка – уж – лиса).
4 группа: сойка, ястреб, желуди дуба.
( Желуди дуба – сойка – ястреб).
5 группа: волк, осиновая кора, заяц.
( Осиновая кора – заяц – волк.)
- И мне позвольте провести небольшой опыт. Все желающие помочь мне в этом попрошу встать.
Создание живой психологической цепочки
-Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь все за руки, образуя цепь природы.
(Сам учитель отпускает руки и выходит из цепи. )
- Посмотрите на то, что произошло с нашей цепочкой. Она – нарушена.
Прошу вернуться в свои группы.
- Посоветейтесь и назовите, кто или что может нарушить экологическое равновесие леса. Озвучьте это по очереди, стараясь не повторятся.
- - Заполните за минутку в группах таблицу, ответив на вопрос « Какие же правила надо соблюдать в лесу?»
Поставьте номера верных утверждений слева в таблицу,
неверные утверждения аккуратно зачеркни (смотрите таблицу ниже)
- Не повторяясь, озвучьте от группы по одному правилу.
7. Рефлексия.
- Наша работа подходит к завершению, и прошу каждого из вас продолжить одну из фраз:
«Я сегодня понял, что …»
«Я сегодня для себя открыл …»
- Спасибо всем за работу.
Мне очень хочется, чтобы вы обо всем, что узнали сегодня, рассказали своим родителям.
И каждый самостоятельно выполнил творческое задание: закончите этот сказочный «Рассказ о лесе». (Учитель раздает листы А-4 с началом «Рассказа о лесе»).
Еще раз всех благодарю.
Резерв – 5 минут.
Мы знаем, что лес—это многоэтажный дом. И все этажи этого дома заняты птицами.
Много в Ленинградской области птиц - около 250 видов. Это глухари, рябчики, тетерева, скворцы, кукушки, дятлы, зяблики, дрозды и другие.
Лишь немногие птицы зимуют в Ленинградской области (ворон, воробей, синица, снегирь, дятел); большинство же покидает наши края уже с конца августа.
Самые последние в конце октября улетают дрозды, обратно они прилетают в самом начале весны. Прилет всех видов птиц заканчивается лишь в конце мая.
Есть птицы, которые живут в подвальных этажах. Обычно их дом находится по берегам лесных рек. Они делают свои гнёзда в земле на обрывистом берегу реки. Так живут ласточки-береговушки.
На нижних этажах живёт рябчик, делая своё гнездо в виде глубокой ямки.
А вот свиристели—жители средних этажей. Они делают свои гнёзда в старых заболоченных лесах. В средних этажах делает своё большое гнездо кедровка.
А коршун—житель только высоких этажей. Ястреба можно назвать жителем чердачного этажа. Своё гнездо он делает на самом высоком дереве. Мы говорили сейчас об открыто гнездящихся птицах.
Но и дуплогнёздники живут на разных этажах леса.
Ниже всех из дуплогнёздников живёт синичка-гаичка. Она делает своё гнездо недалеко от земли. Её «старшая сестра»— лазоревка тоже живёт в нижних этажах, но может жить и в средних... А старшая—большая синица—предпочитает средние и высокие этажи.
Горихвостка делает своё гнездо в дуплах, которые находятся в самом низу среднего этажа, а мухоловка—на средних этажах и иногда на высоких. Пищуха живёт на средних этажах, а гнездо поползня можно увидеть и в средних этажах, и в нижних.
Почти все лесные птицы живут на определённых этажах. Конечно, в одном лесу всех лесных птиц никогда не увидишь. Одни птицы живут только в хвойных лесах, например корольки, клесты, чижи. Другие—в смешанных или лиственных. Но в любом месте, в любом лесу птицы живут на определённом «этаже».
Леса Ленинградской области еще способны поразить современного человека мощью и красотой первозданной природы. Здесь сохранились редкие уголки земли, куда по-настоящему не ступала нога человека, не проникла цивилизация. Растительный мир лесов области отличаетсяразнообразием.
В хвойных лесах растут теневыносливые пихты, лиственницы, ели (дерево-долгожитель; в ленинградских лесах встречаются ели, которым более 500 лет), неприхотливые сосны, кедры.
В широколиственных – могучие красавцы дубы (некоторые из них доживают до 1000 лет), бук.
В смешанных – дуб, липа, клен, ель, сосна, лиственница, пихта, белоствольная береза, осина (по-научному называется тополь дрожащий), рябина, дуб.
Под кронами деревьев находят приют множество лесных растений. Это кустарники: лещина (орешник, который часто растет вместе с дубом и цветет весной один из первых), шиповник, малина (плоды ее вкуснее и ароматнее садовой малины), можжевельник.
Под пологом леса тянутся густые заросли черники, голубики, толокнянки и брусники. Много травянистых растений – это лекарственный ландыш майский, кислица с маленькими нежными листочками, густые заросли папоротника и многие другие.
А почва леса покрыта зеленым и пушистым ковром изо мха, на сухих же участках леса встречаются лишайники.
Если расположить растения по их высоте в порядке убывания (деревья – кустарники – кустарнички и травы – мхи и лишайники), то получатся этажи леса. Ученые назвали их ярусами.
Все растения живут в содружестве, не мешая друг другу.
Даже старая листва, сухие веточки (ученые называют это лесной подстилкой) необходимы. Лесная подстилка помогает перезимовать лесным жителям.
Поскольку для Ленинградской области в целом характерен тип северных лесов, то и встречаются здесь, главным образом, животные тайги – заяц, белка, куница, лисица, хорь, крот, заяц-беляк, заяц-русак, различные грызуны (лесная мышь и пр.), из крупных – лось. Некогда многочисленные таежные хищники – волк и медведь, рысь, кабан – в наши дни довольно редки из-за сильного истребления человеком. Для обогащения фауны (животного мира) области сюда в свое время были завезены и успешно прижились ондатра, бобр и американская норка. В настоящее время в лесах области насчитывается около 50 видов животных.
В сказках - лиса (хищник) самая хитрая. А на самом деле, если бы не зоркие глаза, острый слух, удивительное чутье, то никакая хитрость не спасла бы ее от волков и охотничьих собак. Бегает лиса быстро, умеет ползать, неслышно скользить по земле, мчаться во весь дух, делать большие прыжки. Воды не боится, так как умеет плавать. Питается птицами, насекомыми, чаще всего мышами. Реже всего зайцами, если догонит, иногда ягодами. Нор не роет, а занимает чужие!
Медведь - могучий, ловкий , хитрый и осторожный. Может ношу тащить в 500 кг, бежать со скоростью лошади, а еще подкрасться незаметно. Несмотря на то, что медведи хищники, очень любят плоды и ягоды, зерна хлебных растений, коренья, травы, почки деревьев и цветов, желуди. А еще любят рыбу, мед, малину, орехи. А так же птиц, улиток, насекомых. Когда растительной пищи не хватает, нападают на лосей, кабанов, тетеревов, рябчиков. А зимой впадают в спячку. А сосем лапу, знаете почему? Потому что зимой линяет кожа на ступнях, и чтоб не было больно, приходится лизать лапы.
Зайцыживут небольшими группами. Днем всегда спят, а ночью выходят на поиски пищи. Кормятся ветками и корой деревьев. Знаете, сколько у них врагов? Волки, мыши, человек. А если нужно, то зайцы могут переплыть даже речку. А зимой они маскируются. В свою ямку ложатся со скока, чтобы поблизости не было следов. Припасов на зиму не делают.
Волк - сильный, выносливый, сообразительный хищник. У него прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутье. Летом волки живут парами, а зимой собираются в стаи. В стае царит железная дисциплина – все подчиняются вожаку. Волки могут не есть по многу дней. А если нападают, то только на больных животных. А зимой из- за недостатка пищи, близко подходят к селениям, нападают на скот.
Белка – очень запасливый зверек. Полторы тысячи грибов, орехов, желудей составляет ее запас. Она живет на сосне, питается семенами из шишек сосны, унося их далеко от дерева, так распространяются семена.
Кабану в поисках пищи приходится преодолевать большие расстояния, отыскивая и поедая мелких животных, особенно грызунов, а также ветки и кору деревьев и кустарников, плоды и семена разных растений.
Грибы – удивительные организмы. У них нет корней и листьев, как у растений, и не похожи они на животных. Это отдельное царство.
Каждый знает, что гриб состоит из шляпки и ножки. Но не многие знают, что большая часть гриба, состоящая из тонких белых нитей – называемая грибницей, находится под землей. Собирая грибы, надо не повреждать грибницу, потому что на следующий год из нее вырастит знакомый гриб.
Называют грибы лесными овощами, лесным мясом. В них много полезных для человека веществ. Но надо помнить главное правило грибника: «Бери только съедобный гриб, который хорошо тебе знаком!»
Грибы ценят не только люди, они необходимы и жителям леса. Ими питаются белки, сороки, насекомые, лоси (мухоморами даже лечатся) и многие насекомые
Грибы – разрушители. Они разрушают старые пни, упавшие стволы, сучья и листву, превращая их в вещества, необходимые растениям. Так грибы очищают лес от мертвой древесины.
Одни грибы растут под березами, другие – под осинами, третьи – под соснами. Оказывается, корни деревьев срастаются с грибницей, которая помогает растениям получать из почвы воду с растворенными в ней солями.
Приведем пример.
В одном из районов сажали полезащитные лесные полосы. Но деревья росли очень плохо!!! Чего им не хватало? Оказалось, что в молодом лесу нет ни одного гриба!
А когда привезли из старого леса почву с грибницей (грибница снабжает деревья влагой и минералами, полезными веществами, а грибы получают питание от деревьев) - на новом месте появились грибы и деревья пошли в рост.
Вот какие замечательные эти грибы!
Все животные делят между собой этажи (ярусы) леса. Одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей
.
Шмели живут в норках, собирают нектар, делают мед, им и питаются.
Осы устраивают свои гнезда в верхних и средних ярусах леса.
На средних и верхних ярусах леса можно встретить жука – короеда.
Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой.
А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям.
Вред или пользу приносят короеды лесу?
Для молодых деревьев это польза, а для старых нет. Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ.
Необходимы лесу и мухи, муравьи, бабочек, стрекозы, пауки .
А в лесной почве живут черви, личинки, микроорганизмы(бактерии),
которые измельчают остатки растений. Благодаря этому почва пополняется перегноем.
Один художник решил нарисовать лес .
– Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!
Нарисовал берёзы, ели и сосны, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.
– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины.